Выпуск №42 (Facebook)
Развиваем страну по принципам стратегий типа Civilization
На просторах интернета, в беседах с коллегами и друзьями я регулярно слышу, что надо сделать «вот это и вот то» и тогда уж точно настанет всем счастье и наша страна (впишите название страны) станет самой замечательной и привлекательной, самой-самой потрясающей и здоровской, ну и так далее. И, видимо, предел насыщения у меня оказался достигнут, результатом чего и явилась данная статья, опубликованная в журнале Фокус.UA.
Те, кто играл в любые стратегии (реального времени или пошаговые), четко понимают, что если на первых ходах или минутах упустить темп развития — в дальнейшем будет очень сложно догнать других игроков, а уж про обогнать — речь иногда и совсем не идет — тут бы живым остаться и не проиграть. Иногда, вырваться вперед помогает некий «рояль в кустах» — открытие какого-то очень крутого артефакта, супер технологии и тому подобное.
Давайте мы с вами мысленно поиграем в такую тактико-стратегическую игру, и представим, что у нас есть некий файл сохранения, который достался нам от предыдущего игрока, и теперь мы можем продолжить играть за него. Что нам это дает? Мы станем способны выйти из нашей системы, встать над ней и трезвым взглядом посмотреть на то, что же действительно происходит. Причем посмотреть на всю картину не в тактическом режиме «здесь и сейчас я один живу вот так», а в стратегическом — как же выглядит наше игровое государство со стороны, какие у него перспективы, какое состояние и, самое главное, а куда же нам надо развивать и двигать наше государство, чтобы стать тем самым «супер мега крутым образованием» в нашей игре. Преимуществом является то, что эмоционально нам легко принимать любые решения, ведь «это же игра и все что там — это просто нарисованные пиксели». Ну что, вперед?
ШАГ 1. Первое, что делает игрок, долго не игравший и загрузивший «сохранялку», — это проводит ревизию имеющегося у него хозяйства. Если есть возможность — сравнивает имеющееся хозяйство и текущие перспективы с хозяйством и перспективами других игроков, чтобы понять, а кто же круче, и вообще, кто на каком месте. То есть составляет рейтинг. В жизни такая операция называется аудит имеющихся активов и пассивов, а также оценка их рентабельности. Задам здесь всего один вопрос, для примера, а дальше вы, уважаемые читатели, сможете сами проводить подходящие параллели с реальностью и задавать аналогичные вопросы к каждому дальнейшему шагу нашей игры. Вопрос: «Вы лично или кто-то из ваших знакомых, знаете ли о том, проводился ли такой аудит активов и пассивов, а также их рентабельности нашим правительством?» Если знаете, ставим себе +1 балл, если не знаете, ничего не плюсуем.
ШАГ 2. Следующим шагом у любого игрока идет этап планирования. Что происходит на этом шаге? Игрок думает, а какие здания и учреждения ему надо построить, какие технологии изучить, какие типы роботов начинать строить в первую очередь, а какие во вторую, что делать с общественным мнением, религией и прочими социальными штуками. И на все это ему где-то надо изыскать необходимое и четко известное количество ресурсов. Для простоты примем, что ресурс на все эти «радости правителя» нужен всего один. На основании чего мы планируем наши действия? Что является первопричиной наших планов, их фундаментом?
У игрока это желание победить соперников, стать самым лучшим. Мотиваций игроков есть всего 4 и поиск в Интернете по фразе «теория Ричарда Бартла» даст больше информации. Что же такое победа в игре? В каждой игре — она своя. Где-то это остаться единственным, где-то подружиться со всеми соседями, где-то распространить свою культуру на все игровое пространство, и так далее. Мы всегда заранее, до начала игры знаем, в чем заключается победа. Соответственно свою игровую стратегию и действия в игре мы строим, основываясь на этом знании. И все наши действия в игре, так или иначе, быстрее или медленнее, более успешно или менее успешно приближают нас к победе. Сами действия у разных игроков разные. Общее у них только одно — знание критериев победы. Достиг их — победил. Все критерии всегда четко измеримы и поддаются описанию по SMART критериям (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bounded — Конкретны, Измеримы, Достижимы, Осмысленны, Четко ограничены по времени). Если у вас есть четкие критерии победы в игре (можете прямо сейчас записать их на листке бумаги?), ставим себе +1, если нет — просто идем дальше.
ШАГ 3. Третий и все дальнейшие шаги — будут шагами и действиями в направлении цели, будут дорогой к победе. И ничто не сможет заставить нас изменить это направление. Ведь цель «победить» не изменяется в процессе игры. Могут изменяться игровые стратегии, вы можете отступать, перегруппировываться, контратаковать, залегать в засаде и делать подкопы, но цель всегда неизменна — победить. Критерии победы всегда четко известны до начала игры.
Если все действия, что вы спланировали и собираетесь выполнить на шаге 3 ведут вас к достижению целей, озвученных на шаге 2, с помощью активов и пассивов, оцененных на шаге 1, ставьте себе +1 балл, если нет — пропускаем.
Теперь вернемся к нашей «сохранялке». А в чем же заключается победа в нашей игровой реальности? А мы не знаем. У нас до сих пор нет критериев. Все вокруг предлагают делать какие-то действия из шага 3 и далее — что-то воплощать, что-то строить, менять что-то на что-то. Но простите, а где же шаги 1 и 2? Где анализ текущего состояния и, главное, где же четкое определение, чем является «победа»? В нашей с вами игре у нас отсутствуют критерии победы. И выиграть при их отсутствии невозможно. Любые действия, даже сделанные с самыми благими намерениями и побуждениями, не приведут ни к чему хорошему, так как у нас нет критериев, что же такое хорошо. Мы просто не сможем определить, пришли ли мы уже к хорошему или еще нет, и как долго осталось идти, и куда идти? Нельзя прийти к успеху, не определив для себя, что такое быть успешным. Невозможно построить «новый светлый мир», не определив, что это такое в измеримых критериях. Какого он цвета? Сколько в нем квадратных километров? Какая в нем температура? Сколько в нем живет людей? Какие это люди, с каким конкретно образованием, какими конкретно навыками, и так далее.
Предположим, что у нас с вами есть игровая возможность придумать свои собственные критерии победы, успеха, счастья, величия для нашей страны. Какой же должна стать наша игровая страна, чтобы мы смогли сказать: «Да, вот теперь моя страна великая!» Без данных точных критериев мы не сможем спланировать шаг 2. Не сможем составить дорожную карту, что делать в первую очередь, что делать во вторую и так далее. А не составив такую карту и не заручившись поддержкой всех друзей и коллег, кто вместе с нами играет за эту страну за нашим одним игровым аккаунтом — мы будем как лебедь, рак и щука, строить каждый что-то свое, не приближаясь к победе, к великой стране.
Начинать надо с критериев победы, критериев успеха, критериев величия, которые отвечают на вопрос «ЧТО». И только тогда можно переходить к шагу планирования, отвечая на вопрос «КАК» реализовать это «ЧТО». Есть еще вопрос «ЗАЧЕМ», без которого никак нельзя составить список этих самых критериев, и именно из-за этого вопроса «зачем» критерии у разных людей получаются разными.
Суммируя набранные баллы, оцените свой баланс. 0 баллов — а вы уверены, что именно вы управляете этим игровым аккаунтом? 1 балл — все очень грустно и скорее всего вы проиграете. 2 балла — хорошие шансы на победу. 3 балла — скорее всего победа будет за вами!
Так давайте же начнем с составления списка наших общих критериев победы! Без них — беда. С ними — успех!
Успеха нам!
© Алексей Егошин
Спасибо!
- Сколько баллов у вас получилось набрать в предыдущей статье?
- Почему именно столько? Можно ли было набрать больше?
- Как вы считаете, что необходимо, чтобы вы смогли набрать больше баллов?
- Что вы сделаете завтра, чтобы вы смогли набирать больше баллов?
Присылайте свои ответы к нам в редакцию на адрес ans [at] e-ideya.com. В теме письма, пожалуйста, добавьте «[Think-042]» (без кавычек). Спасибо!
- Решить задачу, говорил Декарт, — значит выиграть сражение. Но выиграть сражение не значит решить задачу. (Жан Ростан)
- Если мужчина говорит: «Это глупая детская игра», — значит, это игра, в которой он проигрывает своей жене. «Закон Эпперсона»
- Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечных целей и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели (Аристотель, древнегреческий философ)
- Твои шансы выиграть в лотерею возрастут, если ты купишь билет. Уинстон Грум (из «Правил Форреста Гампа»)
- Суть стратегического планирования состоит в направлении ресурсов в те сферы, которые обладают наибольшими потенциальными возможностями в будущем. (Реджинальд Джонс, президент General Electric)
- Игра обладает своей собственной сущностью, не зависимой от сознания тех, кто играет. (Ханс Георг Гадамер)
- Вы начали свою деятельность с плана? Вы не можете желать, чтобы дела шли еще лучше! (Джон Ф. Уэлч, исполнительный директор General Electric)
В следующих выпусках:
- Горизонт планирования
Если бы к нам на улице подошли и спросили, хотели ли бы мы жить вечно, то очень многие ответили бы «да, конечно»! В то же время довольно большое количество людей не знает, чем они будут заниматься в ближайшие выходные. Если же с ближайшими выходными все еще более менее нормально, то планы на текущий год есть у крайне маленького числа людей. Такой подход с долгосрочным планированием справедлив не только к людям, он совершенно актуален как для организаций, так и для целых стран. Многие ли из нас в курсе, где должна оказаться наша с вами страна через 10 лет? А через 20? А через 100? В ближайших статьях мы с вами и обсудим длину горизонта планирования, чем отличаются стратеги от тактиков, и почему нужны и те и другие. Читать >>
- Окно Овертона и спираль молчания
В технологиях манипуляции массовым сознанием существуют, помимо прочих, два очень интересных инструмента. Первый называется спираль молчания, второй — окно Овертона. Применяя эти инструменты по отдельности можно достичь серьезных успехов в манипуляциях массами. А если совместить их вместе — мы получаем высокоэффективную систему манипуляций, работающую почти безотказно. Как применяют обе эти технологии, а также как им можно противостоять, мы и поговорим в следующем номере. Читать >>